Примите участие в образовательных программах центра "Сириус" (г. Сочи)
Образовательные программы центра "Сириус" по направлению Наука
Образовательные программы центра "Сириус" по направлению Искусство
Образовательные программы центра "Сириус" по направлению Литературное творчество
Образовательные программы центра "Сириус" для педагогов
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Региональный конкурс научно-технологических проектов проводится в рамках Соглашения о совместном проведении Всероссийского конкурса научно-технологических проектов в 2019-2020 учебном году, заключенного между Образовательным Фондом "Талант и успех" и министерством образования Ставропольского края.
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов – это масштабное мероприятие для старшеклассников, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью.
Цель конкурса - выявление и развитие у школьников творческих способностей, интереса к проектной, научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской и творческой деятельности, популяризация научных знаний и достижений.
Для участия в Региональном конкурсе приглашаются учащиеся 8-10 классов образовательных организаций Ставропольского края.
Конкурс проводится в 3 этапа.
-
1 этап - школьный, с 10 октября по 17 ноября 2019 года в заочной форме. На этом этапе обучающиеся:
1) регистрируются в качестве участников Конкурса путём подачи заявки на сайте Центра "Поиск" (кнопка "Заявка на участие" находится под календарём и внизу этой страницы). Приём заявок до 8 ноября 2019 г.
2) представляют ПАСПОРТ ПРОЕКТА. Паспорт проекта отправить вместе с заполненными заявлением-согласием родителей на обработку персональный данных и ознакомлением родителей с положением о Конкурсе электронную почту konkurs.proektov.26@gmail.com. Отправляемые файлы именуются по форме: Направление_Фамилия_паспорт; Направление_Фамилия_согласие; Направление_Фамилия_ознакомление.
3) с 15 ноября по 28 декабря 2019 года регистрируются в качестве участников Конкурса путём подачи заявки на платформе Сириус онлайн https://konkurs.sochisirius.ru/ и загружают заполненный паспорт проекта в личном кабинете на платформе Сириус онлайн https://konkurs.sochisirius.ru/ (файл добавляется в окно "Файл задания регионального трека. Определяется организатором регионального конкурса")
-
2 этап - муниципальный, с 02 декабря 2019 года по 16 февраля 2020 года в заочной форме.
1) Участники индивидуально или в команде решают проектную задачу, проводят испытания готового продукта. Техническое решение и результаты испытаний представляют экспертной комиссии по электронной почте: konkurs.proektov.26@gmail.com и в личном кабинете Сириус.онлайн https://konkurs.sochisirius.ru/Отправляемые файлы в формате pdf именуются по форме: Фамилия_проект_Направление; Фамилия_презентация_Направление.2) с 01 февраля 2020 года участники загружают проект и презентацию в личном кабинете на платформе Сириус.онлайн https://konkurs.sochisirius.ru/
-
3 этап - финальный, 21-22 марта 2020 года в очной форме. На этом этапе участники публично защищают свой проект. По решению Экспертного жюри определяются победители и призёры.
- Заключительный этап с 10 апреля по 15 мая 2020 года. Проводится Фондом «Талант и Успех» по завершению региональных и дистанционного конкурсов.
Заключительный этап состоит из двух туров: выполнения задания от экспертных комиссий направления и индивидуального собеседования. В данном этапе участвуют победители и призеры финального этапа 2019-2020 учебного года и победители дистанционного конкурса 2019-2020 учебного года
Участники заключительного этапа конкурса в срок до 10 апреля 2020 года загружают на онлайн-платформу свои итоговые работы, которые будут оцениваться на заключительном этапе конкурса.
Первый тур заключительного этапа проходит в формате выполнения заданий, сформированных экспертными комиссиями по каждому направлению конкурса 11 апреля 2020 года в очном формате на территории субъекта РФ. Место проведения публикуется на официальном сайте конкурса до 1 апреля 2020 года.
Для формирования предварительной оценки проектов участников на заключительном этапе проводится перекрестная экспертиза проектных работ участников с участием экспертов из субъектов РФ и экспертов Фонда.
По итогам предварительной оценки проектных работ участников и результатов первого тура формируется список участников второго тура заключительного этапа в количестве до 100 человек по каждому направлению конкурса.
Второй тур заключительного этапа проходит в формате индивидуального очного собеседования участника и членов экспертных комиссий заключительного этапа Конкурса. Собеседование проходит в режиме видеосвязи участника и членов экспертной комиссии.
По итогам первого и второго туров формируется ранжированный список участников конкурса по каждому направлению, определяется список победителей и призеров заключительного этапа конкурса.
Победители заключительного этапа будут рекомендованы Экспертным советом к участию в проектной образовательной программе "Большие вызовы", которая пройдет летом в образовательном центре "Сириус" г. Сочи.
Внимание! Для школьников, тематика проекта которых не совпадает с направлениями очного конкурса в регионе, конкурс проводится заочно - Дистанционный конкурс (см Положение о Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов). Заявки принимаются на сайте https://konkurs.sochisirius.ru/
Нормативные документы (Приказ, Положение)
Соглашение о совместном проведении Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы" в 2018/2019 учебном году
Положение о проведении Всероссийского конкурса научно-технологических проектов в 2019-2020 учебном году
Приказ министерства образования Ставропольского края от 09 октября 2019 года № 1514-пр о проведении Регионального конкурса научно-технологических проектов обучающихся 8-10 классов образовательных организаций Ставропольского края в 2019-2020 учебном году
Приложение 1. Положение о проведении Регионального конкурса научно-технологических проектов в 2019-2020 учебном году
Приложение 2. Состав экспертной комиссии по организации и проведению Регионального конкурса научно-технологических проектов в 2019-2020 учебном году
Приложение 3. Состав организационного комитета Регионального конкурса научно-технологических проектов в 2019-2020 учебном году
Приложение 4. Медиаплан информирования ученической, родительской и педагогической
общественности о порядке проведения Регионального конкурса
научно-технологических проектов в 2019-2020 учебном году
Приложение 5. Партнёры Регионального конкурса научно-технологических проектов в 2019-2020 учебном году
Приложение 6. Дорожная карта подготовки и проведения Регионального конкурса научно-технологических проектов в 2019-2020 учебном году
Направления конкурса
Агропромышленные и биотехнологии
Сельское хозяйство – это ключевая отрасль мировой экономики,
которая обеспечивает население едой. Россия богата землями, а это
значит, что мы легко можем обеспечить себя продовольствием. Однако и
проблем в сельском хозяйстве достаточно.
С помощью новейших технологий исследователи находят ответы на множество
насущных вопросов:
•Как вдохнуть жизнь в отработавшие и уставшие почвы?
•Как повысить урожайность любых ценных культур, а в самих культурах – содержание полезных и питательных веществ?
•Как защитить растения от болезней, вредителей, засухи и наводнений?
•Как сберечь урожай во время долгого зимнего хранения?
•Как выращивать продукцию на городских фермах?
Отвечая на вызовы, мы возлагаем большие надежды на новые технологии, в
том числе для изучения процессов на клеточном и молекулярном уровне,
беспилотный транспорт. Последние позволяют обрабатывать поля и собирать
урожай автоматически, поливать растения выверенным количеством воды в
зависимости от температуры, влажности и стадии роста растений, вносить
оптимальное количество удобрений. Беспилотные летательные аппараты
смогут удобрять почву и следить за полями. Умные информационные системы
подскаж, какие культуры выгоднее выращивать в данном климате и почвах, а
также подберут идеальное время посева и сбора урожая.
Продукция сельского хозяйства, прошедшая длинный путь промышленной
обработки, попадает к нам на стол. Качество этой пищи – ключевой вопрос
продовольственной безопасности. Поэтому необходимы простые
диагностические системы и тесты, которые позволят быстро оценить
качество продуктов питания. И это еще одно огромное поле для
исследований и творчества.
Например, участники конкурса могут исследовать параметры роста растений
(скорость прохождения стадий, прирост массы, увеличение размера) и
факторы, влияющие на него, а после предложить и в эксперименте
опробовать условия, при которых томаты и огурцы максимально быстро
растут и плодоносят дома, в помещении.
Подать конкурсную заявку на направление “Агропромышленные и биотехнологии”.
О работе направления на программе "Большие вызовы" в 2018-2019 году подробнее
по ссылке
Современная
энергетика
Если без чего и не может существовать наша цивилизация, так это
без энергии. Растущее население Земли и растущее производство,
«оцифровывание» человечества требуют все больше и больше энергии.
Но, с другой стороны, современная энергетика должна быть экономичной,
доступной в любом уголке планеты и безопасной для окружающей среды.
Школьникам предстоит исследовать возобновляемые источники энергии,
создавать прототипы генераторов, работать с новыми материалами,
конструировать новые накопители энергии, программировать системы
управления энергетическими сетями с учетом оптимального расхода
электричества. Словом, огромное поле для творчества.
Один из примеров проекта в рамках конкурса – исследование
возобновляемого энергетического потенциала региона. Солнечные и ветровые
генераторы электричества стоят дорого, поэтому прежде, чем их
устанавливать на удаленных территориях, необходимо провести
исследование, чтобы оценить их будущую эффективность – стоит ли овчинка
выделки.
Для этого школьники могут разработать методику измерения и
соответствующую экспериментальную установку. Такой прибор можно было бы
установить на некоторое время в месте, где планируется разместить
солнечную батарею или ветряк, и проанализировать собранную информацию о
силе ветра, солнечной активности и прочем.
Подать конкурсную заявку на направление “Современная энергетика”.
О работе направления на программе "Большие вызовы" в 2018-2019 году подробнее по ссылке
Умный город
Нейроинтерфейс, в широком смысле слова, это система,
осуществляющая взаимодействие между мозгом человека и машиной, что
позволяет производить обмен информацией. В современном мире используются
однонаправленные нейроинтерфейсы, когда человек посылает сигналы и
команды для компьютера. А вот, двунаправленные интерфейсы, позволяющие
осуществлять обоюдное взаимодействие - пока дело будущего, хоть и
ближайшего.
Один из примеров проекта, который школьники могут вести в рамках
конкурса, - создание устройства для отслеживания психофизического
состояния человека по движению его зрачков. Для такого устройства
понадобятся: камера, разработка корпуса и метода обработки информации.
Областью применения установки могут стать профессии с высоким уровнем
психофизического напряжения, исследовательские центры, медицинская
диагностика.
Подать конкурсную заявку на направление “Умный город”.
О работе направления на программе "Большие вызовы" в 2018-2019 году подробнее по ссылке
Генетика, персонализированная и прогностическая медицина
О работе направления на программе "Большие вызовы" в 2018-2019 году подробнее по ссылке

В современную когнитивную науку входят такие направления как теория познания,
теория искусственного интеллекта, когнитивная психология, нейрофизиология,
когнитивная лингвистика и разные методы исследования – от естественнонаучных до
гуманитарных.
Когнитивные исследования включают в себя знакомство с механизмами познания в
широком смысле: естественными мыслительными процессами у человека и животных,
моделированием этих процессов в системах искусственного интеллекта.
Один из примеров проекта, который школьники могут создать в рамках конкурса, -
разработка устройства для восприятия информации людьми с ограниченными
возможностями. Например, это могут быть очки для незрячих, которые
сигнализируют об объектах в пространстве при помощи вибрации или звука и
помогают избежать столкновения с предметами.
Нанотехнологии
представляют собой совокупность химических, физических или искусственных
биологических процессов, позволяющих контролируемо работать с нанообъектами,
формирующими различные материалы, устройства или технические системы.
Особенностью нанотехнологий является широкое использование процессов
самоорганизации, самосборки и темплатного синтеза, которые могут в сложно
организованной системе привести к формированию необходимых упорядоченных
структур (наноструктур), проявляющих требуемые практически важные
(функциональные) свойства.
Развитие промышленных технологий, микроскопии, работа с материалами на
атомарном уровне не только рождают новые возможности, но и ставят человечество
перед новыми вызовами. Знаковым событием в этой области можно считать выступление
нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана «Внизу полным-полно места», описавшего
перспективы развития материаловедения и нанотехнологий.
Несмотря на то, что для решения большинства задач необходимо дорогое и сложное
оборудование, очень многие вещи можно сделать и с использованием бытовых
объектов. Андрей Гейм и Константин Новоселов, например, были награждены в 2010
году Нобелевской премией по физике за открытие графена и его получение с
полоски обычного скотча, к которой был приклеен графит: при отрывании скотча на
нем остался моноатомный слой графита – графен.
Также в рамках конкурса школьники могут сравнить разные виды солнечных батарей,
элементов или других источников альтернативной энергии.
Конец XX и
начало XXI века принесли массу открытий в материаловедении. Это и широкое
распространение различных полимеров, и открытие таких наноматериалов, как
углеродные нанотрубки, открытие свойств перовскита, превращающего его в одно из
перспективных соединений для аккумуляции солнечной энергии.
Стремительное развитие промышленных технологий и углубление в материалы на
атомарном уровне обеспечили новые возможности и поставили новые вызовы.
Сегодня материаловедение - это наука, которая охватывает все сферы нашей
жизнедеятельности от бытового уровня до высокотехнологического производства
биосовместимых материалов для протезов, полупроводников для электроники,
покрытий, повышающих коррозионную и износостойкость материалов и механизмов.
В рамках проектов школьникам предлагается разработать новые направления
использования материалов в различных отраслях промышленности, а также при
создании элементов декора. При этом широкое применение могут найти отходы
предприятий горно-металлургического, химического и других производств, что
дополнительно позволит снизить ущерб, наносимый окружающей природной среде в
промышленно развитых районах.
Одной из актуальных производственных задач является разработка новых методов и
технологий для повторного использования промышленных отходов, создание технологий
переработки вторичных материалов, в частности, с использование методов
биотехнологии, применение которых позволяет получать материалы в нанодисперсном
состоянии.
Что является проектной работой в рамках конкурса?
Проектная деятельность - особый способ работы, в котором участники проходят полный жизненный цикл проекта в специальной учебной форме. Школьный проект оперирует теми же понятиями, мерками и стандартами, которые существуют в настоящем проектировании и исследовании.
Проектная деятельность призвана решить актуальную проблему, поэтому проект начинается с анализа ситуации, фиксации проблемы и выявления передовых методов и технологий решения.
В ходе работы над проектом можно выделить следующие обязательные
этапы:
Помимо наличия этих этапов, проектная работа должна отвечать следующим характеристикам:
1. Участник достигает востребованного результата, его работа важна и актуальна и разворачивается в области, связанной с передовыми исследованиями и разработками.
2. Участник понимает, как и кем будет использоваться полученный им результат. Однако это не означает, что школьники всегда должны выполнять проекты на уровне взрослых профессионалов. Завышая планку, руководители проектов порой ставят школьников в зависимую позицию исполнителя, не дающую опыт целостного освоения культуры организации и проектирования своей работы.
3. Речь идет о научной или технологической новизне. Лабораторная работа или конструирование по известному алгоритму не являются полноценными проектами. Инновационные решения, в свою очередь, требуют высокого уровня освоения участниками фундаментальной предметной базы.
4. Участник получает опыт работы с проблемной областью, постановки целей и задач, опыт получения нового решения, опыт организации деятельности.
Текстовое описание проекта
В описательной части проектной работы необходимо обязательно отразить следующие вопросы:
- научная, исследовательская, практическая задача, которую решает представленный проект;
- описание технологий, методов и оборудования, использованных в проекте;
- описание основных результатов проекта (что удалось достичь, решена ли научная, исследовательская или практическая задача).
- Рекомендуем также представить краткий анализ исследований/разработок по теме проекта, обзор существующих решений, перспективы использования результатов.
Проектные задания
Направление "Агропромышленные и биотехнологии"
Задача 1. Безопасная утилизация бытовых отходов в агропромышленном сектореЗадача 2. Биотехнология в аквакультуре в Ставропольском крае
Задача 3. Биотехнология содержания сельскохозяйственных животных
Задача 4. Исследование антропогенного воздействия на экосистемы
Задача 5. Изучение применения регуляторов роста при выращивании овощных культур
Задача 6. Сравнительная оценка сортов (гибридов) сельскохозяйственных культур
Задача 7. Влияние сроков сева (посадки) на продуктивность сельскохозяйственных культур
Полезные материалы Гибриды капусты
Гибриды томата
Регуляторы роста 1
Регуляторы роста 2
Регуляторы роста 3
Сроки посадки 1
Сроки посадки 2
Направление "Современная энергетика"
Задача 1. Энергоэффективный потребительЗадача 2. Источник энергии
Задача 3. Накопители энергии
Задача 4. Анализ мирового опыта в снижении негативного влияния ветропарков на гибель птиц и разработка предложений по решению данной проблемы при функционировании Кочубеевской ВЭС на Ставрополье
Задача 5. Разработка низкозатратного способа определения фазировки однофазных потребителей в трехфазной низковольтной сети на основе интеллектуальных счетчиков электроэнергии
Задача 6. Исследование целесообразности применения постоянного тока для построения сети освещения жилых домов и офисных учреждений
Направление "Умный город"
Задача 1. Умные энергосети для умного дома и городаЗадача 2. Интернет вещей для умного дома
Задача 3. Человеко-машинный интерфейс
Задача 4. Вторичное использование стандартного смартфона
Задача 5. "Шумовое загрязнение" города
Задача 6. Массовая уборка территории парков и лесов
Задача 7. Разработка интеллектуальной системы управления парковочным пространством города Ставрополя
Направление "Генетика, персонализированная и прогностическая медицина"
Задача 1. Разработка подходов к определению приоритетных макронутриентов в пищевых продуктах в рамках санитарно-эпидемиологичсекой специфики Ставропольского краяЗадача 2. Влияние условий существования организма на гомеостаз
Задача 3. Обоснование и разработка биофармацевтических технологий
Задача 4. Витамин D, как один из факторов эпигенетического влияния на организм человека, канцерпревенции
Задача 5. Фортификация продуктов питания витамином D
Задача 6. Определение количества колоний микроорганизмов в пробиотических лечебных препаратах, биологически активных добавках, используемых в терапии различных состояний у человека
Направление "Когнитивные исследования"
Задача 1. Мониторинг когнитивных технологических цепочек воздействий на сознание детей и молодёжи в сети ИнтернетЗадача 2. Использование виртуальной(VR) и дополненной(AR) реальности для развития пространственного воображения и ассоциативного мышления школьников
Задача 3. Использование трендовых технологий для развития когнитивных способностей человека
Задача 4. Влияние использования «гаджетов» на когнитивную сферу в процессе развития личности в онтогенезе
Задача 5. Риски и перспективы цифровизации познавательной деятельности школьников
Задача 6. Совершенствование мнемических процессов в условиях школьного образования
Направление "Нанотехнологии"
Задача 1. Разработка протравителей для семян сельскохозяйственных культур на основе наноразмерных материаловЗадача 2. Разработка инновационных подходов к проблеме адресной доставки лекарственных средств с помощью наноразмерных материалов
Задача 3. Разработка подходов к увеличению КПД солнечных элементов на основе наноструктурированных оксидных материалов
Задача 4. Разработка технологии получения наночастиц серебра золь-гель методом с целью повышения КПД солнечных элементов
Задача 5. Получение и исследование свойств наночастиц TiO2 для широкого спектра применения (медицина, солнечная энергетика и др.)
Задача 6. Технологические особенности получения полупроводниковых квантовых точек и возможности применения в электронике
Направление "Новые материалы"
Задача 1. Разработка методологии модификации биохимически синтезированных биологически активных комплексов хитина насекомых в биологически активные комплексы хитозанаЗадача 2. Разработка технологии производства высокопрочных биокомпозитов из бамбука
Задача 3. Консервированные продукты
Задача 4. Изготовление металлооксидного материала и сенсора на его основе для детектирования паров этанола
Задача 5. Изготовление люминесцентного материала
Задача 6. Изготовление фотонного кристалла
Требования к оформлению работ
Критерии оценки работ
Партнёры конкурса
Результаты школьного этапа Регионального конкурса научно-технологических проектов 2019-2020 учебного года
Списки участников конкурса, допущенных к участию в муниципальном этапе конкурса по направлениям:
Агропромышленные и биотехнологии
Результаты муниципального этапа Регионального конкурса научно-технологических проектов 2019-2020 учебного года
Экспертная комиссия подвела итоги муниципального этапа Регионального конкурса научно-технологических проектов 2019-2020 учебного гола. Экспертами допущены к очной защите проектов 57 участников по 7 направлениям конкурса:
Агропромышленные и биотехнологии
Генетика, персонализированная и прогностическая медицина
Очная защита проектов состоится в рамках финального этапа конкурса 21-22 марта 2020 года на базе филиала Центра «Поиск» в городе Михайловске.
Результаты Регионального конкурса научно-технологических проектов 2020 года
ФИНАЛ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Финал состоялся 21 марта 2020 года в дистанционном режиме. СПИСОК финалистов 2020 года. Ссылка на запись онлайн-защиты проектов https://cloud.mail.ru/public/4WvM/397UBJSMk/
Контактная информация
По организационным вопросам
Томилина Ольга Анатольевна
+7-905-497-54-02,otol65@mail.ru
Карслиева Валентина Михайловна
+7-906-441-32-73, konkurs.proektov.26@gmail.com
По взаимодействию с экспертами
Карслиева Валентина Михайловна
+7-906-441-32-73, konkurs.proektov.26@gmail.com
Силицкая Александра Сергеевна
Заявление-согласие родителей на обработку персональных данных и ознакомление родителей с положением о Конкурсе.
Заполненные и подписанные родителями (законными представителями) заявление и ознакомление направляйте в отсканированном и сохраненном в формате PDF файле вместе с паспортом проекта на электронную почту
konkurs.proektov.26@gmail.com